Бюджет Кисловодска: реальные расходы и «нереальные» доходы

Когда глава Кисловодска Александр Курбатов говорит о городе, невольно испытываешь уважение к тому, насколько он погружен в проблемы курорта. С огромным воодушевлением мэр рассказывает о планах преображения Кисловодска в современный и комфортабельный город, в которых продумано все до мельчайших подробностей. Почему же в таком случае горожане не видят результатов во всех заявленных объемах. Дело вовсе не в неискренности главного чиновника администрации, а в том, что реализацией этих планов управляют, прежде всего, деньги. О городском бюджете и его сегодняшних реалиях и пошла речь в эксклюзивном интервью Александра Курбатова нашему изданию «КМВ Экспресс».

– Насколько известно, в текущем году на ремонт дорог планировалось выделить 240 млн. рублей? Но появилась информация, что 100 млн. рублей из них не «дойдет» до города.

– Действительно, мы вносили в проект распределения средств, а эта финансовая помощь оказывается нам Правительством Ставропольского края, сумму в 240 млн. рублей. Однако, к сожалению, она сокращена до 150 млн. рублей. Понимая значимость Кисловодска, Губернатор края принял решение датировать в течение года недостающую сумму, возможно, уже при июньском уточнении бюджета.

– Это связано с проблемами в краевом бюджете, или с иными причинами?

бюджет– Очень большая потребность. Настолько много заявок от всех муниципалитетов, что нагрузка на бюджет велика, и вполне понятна позиция Правительства края – удовлетворить, как можно больше заявок. Но поскольку сегодня мы все же рассчитываем получить эти средства в рамках летнего уточнения бюджета, то мы ведем работу по подготовке к заключению летних контрактов, чтобы эта задержка в средствах не привела к ситуации, когда дороги будут ремонтироваться в холод и слякоть. Основной наш аргумент – это то, что 330 тысяч человек отдыхает ежегодно в Кисловодске только в рамках круглосуточного режима, при этом не меньше и тех, кто приезжает ненадолго, на собственном автотранспорте, и это неизбежно увеличивает нагрузку на городскую инфраструктуру. Потому уменьшение финансирования для нас – достаточно серьезный фактор, но я надеюсь, что достигнутые договоренности будут исполнены, и это позволит нам реализовать ремонт всех 29 запланированных улиц.

– Кисловодчан волнуют вопросы исполнения городского бюджета. Как обстоят дела?

– Большинство городских задач, в рамках Бюджетного кодекса, должны решаться за счет собственных ресурсов. А здесь есть проблемы. Первая проблема, которая, так сказать, существенно нас «подкосила» – это кадастровая переоценка земель, которая произошла в 2015 году и вступила в силу в 2016. Я, честно говоря, с этой переоценкой не согласен, поскольку в результате городской бюджет потерял более 100 млн. рублей. Это исключительно наши средства, которые в полном объеме идут в городской бюджет по линии налога на землю. Мы провели кадастровую переоценку наиболее крупных земельных участков города, подали соответствующее обращение в Росреестр Ставропольского края, есть специальная комиссия, которая подобные обращения рассматривает, но, к сожалению, нам было отказано и рекомендовано обратиться в суд. На сегодняшний день мы подаем соответствующие материалы на рассмотрение в суд, поскольку мы не согласны с таким положением. Администрация понимает, что в Кисловодске происходит постепенное удорожание земельных участков, квадратного метра жилья, и та кадастровая оценка, которая была проведена, не отражает объективной стоимости земли. Мы будем в рамках судебных процедур, не дожидаясь 2020 года, когда должна пройти очередная переоценка, добиваться положительного судебного решения для бюджета города.

– Будем надеяться, но если не получится, за счет чего рассчитываете компенсировать потери бюджета?

– У нас минус 100 млн. рублей, соответственно, нам пришлось брать кредитные ресурсы. За последние 2 года объем кредитных ресурсов вырос с 50 до 150 млн. рублей. Фактически речь идет об обеспечении текущего финансирования муниципалитета – это заработная плата, коммунальные платежи, освещение, уборка территорий, питание в школах и детсадах. Есть понятия текущего бюджета и бюджета развития, который позволяет принимать инвестиционные программы и в дальнейшем развивать город. Сегодня речь идет о том, как сбалансировать бюджет, чтобы нам хватало на исполнение хотя бы текущих обязательств. Мы обращаемся в Министерство финансов Ставропольского края с просьбой провести замещение коммерческого кредита бюджетным кредитом, по аналогии, как это сделало Федеральное Правительство по отношению к субъектам РФ в 2017 г. с реструктуризацией оплаты. Только обслуживание коммерческого кредита нам обходится в 16-18 млн. рублей в год. Для нас это очень серьезный объем, поэтому мы крайне заинтересованы в замещении коммерческого кредита на бюджетный.

– Как сказываются на бюджете новые нормативные акты?

– Это второе обстоятельство, которое ощутимо ударило по нашему бюджету – решение Правительства РФ (Постановление №582), которое регулирует начисление арендной платы на территориях с ограниченным оборотом земель. Мы с вами находимся в эколого-курортном регионе КМВ, где продажа земли на сегодняшний день не производится. Это решение Правительства РФ заключается в том, что стоимость арендной платы не должна превышать кадастровую стоимость земли. Мы вместе с городской Думой вынуждены были снизить коэффициенты по аренде, что по нашему прогнозу в 2018 году обернется бюджету потерей еще 146 млн. рублей. Это очень серьезная для нас сумма, поэтому проводится работа, опять же, в Министерстве финансов Ставропольского края, с тем, чтобы нам из краевого бюджета были возмещены эти потери.

– Какие еще меры принимаются, чтобы сбалансировать бюджет?

– С 2016 года мы стали работать над увеличением собственных доходов в муниципальный бюджет, утвердили план повышения его доходной части, в рамках которого увеличили доходы по аренде на землю, снизили недоимку бюджета на 17,5 млн. рублей («хронические неплательщики»), увеличили доходы от платной деятельности на 8 млн. рублей, сократили содержание всех служб, находящихся в нашем ведомстве. У нас в муниципальном учреждении МБУ ГЭС работает 53 сотрудника по уборке города, хотя нормативно это на порядок меньше, чем должно быть. Мы по бюджету себе больше позволить просто не можем. У города острый недостаток коммунальной техники. Несмотря на то, что некоторые единицы удалось приобрести, нам приходится брать в аренду грейдер и пылесос для уборки улиц. Мы очень рассчитываем в рамках целевой краевой программы по обеспечению муниципалитетов техникой, получить хотя бы 20 млн. рублей, чтобы приобрести недостающие единицы. Люди должны увидеть системность в работе по уборке города.

Если ситуация с бюджетом у нас радикально не поправится, то нам придется существенно снижать расходы на уборку, освещение…

– А сокращения в бюджетной сфере не планируются?

– А нечего уже больше сокращать. Сократили все, что можно, еще в 2017 году.

– Александр Вячеславович, благодарю за честное интервью. Подобные беседы очень важны для того, чтобы жители знали реальную обстановку в городе.

Вот, такие бюджетные реалии, дорогие кисловодчане. Не все, как выясняется, зависит от муниципальной власти. И дело не в том, чтобы «спихнуть» ответственность на вышестоящих, а в том, чтобы все понимали специфику курортного города, для которого зачастую не годятся решения, практичные для других субъектов. Надеемся, что проблемы Кисловодска, действительно, найдут отклик у Правительства края, и курорту помогут приблизиться к тому финансовому состоянию, которое позволит городу не только существовать, но и развиваться.

Беседовал главный редактор издания Иван ГРИБОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *